В качестве исходной взята концепция школы культурно-исторического типа (авторы Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А.), в основе которой лежат психологические теории Л.С. Выготского о развитии личности, А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, концепция Л.А. Венгера о развитии способностей детей, теория учебной деятельности и метода, основанного на содержательном обобщении В.В. Давыдова.
Культурно-исторический тип школы строится как система школ разных ступеней, ориентированных на учащихся разного возраста, в каждой из которых создаются условия, необходимым образом моделирующие формы, присущие конкретному историческому типу сознания и деятельности. Последовательный переход из одной школы в другую определяет особенности образования детей:
на 1-ой (дошкольной) ступени — в «школе мифотворчества» (дети 5-6 лет),
на 2-ой ступени — в «школе-мастерской» (дети 7-9 лет),
на 3-ей ступени — в «школе-лаборатории» (дети 10-14 лет),
на 4-ой ступени — в «школе проектов и программ» (ученики 15-17 лет).
Результатом освоения в нашей школе выступают: на 1-ой ступени — система свойств и отношений, определяющая наглядно воспринимаемое содержание предметов, на 2-ой ступени — система культурно-заданных образцов и способов действия с объектами, на 3-ей ступени — система понятий, моделей и теорий и адекватные этой системе средства, на 4-ой ступени — система проектов.
На каждой ступени школьного обучения учащиеся вместо изолированных знаний по конкретным предметам осваивают уже определенные системы знаний, вместо простейших навыков — более сложные их системы, специфичные для тех или иных видов деятельности.
Таким образом, целью школы культурно-исторического типа является формирование у подрастающего поколения способностей к саморазвитию, к самопознанию, к самовоспитанию, к самосовершенствованию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.