Школа-проектов и программ

В проектной школе предметное содержание осваивается учениками путем построения проекта или образца деятельности, связанного с проектным типом сознания. Проект и далее программа являются современным средством организации деятельности коллектива людей и координации выполняемых ими действий. При этом важным объектом работы становится возникающая общность, моделирование ее целей, задач и средств функционирования.

Результатом освоения на 4-ой ступени является система проектов, формой фиксации результатов своей работы может быть система проектов, разработанных и реализованных самими школьниками.

Развивающее обучение на заключительном этапе школьного обучения направлено на достижение следующих основных целей:

формирование у учащихся потребности в освоении общечеловеческого и национального культурного наследия;
развитие творческих способностей каждого ученика;
создание оптимальных условий для личностного, гражданского и профессионального самоопределения учащихся;
подготовка учеников к продолжению образования в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях.
В 10-11 классах используются различные формы обучения, обеспечивающие самостоятельную учебную деятельность учащихся с элементами научного исследования (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы, коллоквиумы и т.д.)

Проект
— замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа (cловарь иностранных слов).
Виды проектов в школе:
Многопредметный проект — проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект — проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект — внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Последовательность работы над проектом:
Подготовка. Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы.
Планирование.
Определение источников информации.
Определение способов необходимой информации
Определение способа представления результатов (формы проекта).
Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.
Исследование.
Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).
Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Выбор оптимального варианта хода проекта.
Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
Выводы. Анализ информации. Формулирование выводов.
Представление (защита) проекта и оценка его результатов
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материала, письменный отчет).
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Школа проектов и программ в настоящее время находится в стадии разработки. Предстоит серьезная переработка содержания учебных предметов в той логике, которая задана описанным в концепции культурно-историческим подходом к проектированию образовательных сред и благодаря которой обеспечивается переход от одной ступени обучения к другой. Нужно определить набор самих учебных предметов, который должен существенно отличаться от уже имеющихся в средней школе. Следует решить вопрос о методах учебной работы и особенностях организации детско-взрослых общностей, которые станут специфическими на каждом возрастном этапе.

Добавить комментарий