Обоснование значимости образовательной инициативы

Реформа российского образования ставит перед школой новые цели и задачи, для решения которых уже недостаточно отдельных нововведений в структурных частях педагогической системы, необходимо системное изменение всей педагогической системы. Кризис образования состоит в несоответствии существующей системы образования новой высокотехнологичной, информационной цивилизации, идущей на смену постиндустриальному обществу. Система образования не только определяется внешними обстоятельствами, но и сама детерминирует эти обстоятельства, поэтому ее взаимодействие с окружающей средой подлежит тщательному исследованию. Она функционирует на фоне тех изменений, которые непрерывно происходят во внешней и внутренней среде. Перед философией и педагогикой стоит задача разработки новой концепции образования, создания и корректировки новой парадигмы, с тем, чтобы подготовить людей к изменяющемуся миру, обеспечить новому поколению адаптационные возможности в довольно суровых реальных условиях.

Современное образование призвано опережать другие сферы общественной жизни человека, и это опережение позволит превратить образование в фактор развития общества в целом.

Школа №32 до 1995 года функционировала как многопрофильная школа, сочетающая в себе принципы комплексного развития и дифференциации обучения. Педагогический коллектив в течение многих лет работал в режиме экспериментальной работы локального и всеобъемлющего характера: от проблемы использования компьютеров в обучении младших школьников до проблемы многоуровневой дифференциации и индивидуализации в учебно-воспитательном процессе. Была апробирована модель технологии педагогического процесса, направленного на максимальный учет индивидуальных особенностей учащихся, обеспечение благоприятных условий для их развития в системе поклассной и внутриклассной дифференциации. Важным направлениям в работе школы было и остается эстетическое воспитание учащихся. Идея себя оправдала, авторитет школы высок в городе, республике и регионе. Дважды в 1991 и в 1996 гг. были лауреатами конкурса «Школа года» России.

Школа-сад №92 являлась экспериментальной площадкой по проблеме раннего развития детей в условиях комплекса «детский сад-школа». Основной идеей всей работы школы являлось обеспечение индивидуального темпа развития ребенка, укрепления здоровья детей. Получены обнадеживающие результаты.

При сохранении ценности исходных идей обеих школ, сохраняя значимость внутри школ, встала необходимость новой идеи, отвечающей современным требованиям и определяющей лицо школы-комплекса на высоком (возможно, федеральном уровне).

Стратегией поиска педагогических технологий стала стратегия построения развивающего образа жизни, различных обучающих и воспитывающих сред.

По решению коллегии Министерства образования и науки Республики Бурятия от 7 апреля 1995 года была создана Республиканская школа-лаборатория культурно-исторического типа «Образование XXI века» на базе объединения школы №32 и школы-сада №92, которая бы могла служить образцом для массовых учебных заведений системы непрерывного образования детей 5-17 лет в Бурятии и прилегающих регионах с учетом национально-региональных условий.

Научным руководителем утвержден один из авторов проекта В.А. Гуружапов, кандидат психологических наук, руководитель экспертно-аналитического центра Международного Образовательного и Психологического колледжа при Психологическом институте РАО, член Правления ассоциации «Развивающее обучение». Генеральным директором школы-лаборатории стал В.М. Гуляев, «Заслуженный учитель РФ», «Народный учитель РБ». В качестве исходной взята концепция школы культурно-исторического типа (авторы Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А.), т.к. там присутствует новая социальная идея, дано психолого-педагогическое обоснование особенностей образования детей в школах разных ступеней, идет ориентация на систему развивающего обучения.

По нашему мнению, это соответствует современному уровню образования, отвечающему условиям России.

Программа эксперимента утверждена на заседании Экспертного Совета ГУО 23 ноября 1995 года, заседании Ученого совета Бурятского института повышения квалификации работников образования 28 декабря 1995 года.

Добавить комментарий