Культурно-исторический тип школы строится как система школ разных ступеней, ориентированных на учащихся разного возраст, в каждой из которых создаются условия, необходимым образом моделирующие формы, присущие конкретному историческому типу сознания и деятельности.
Цель ШКИТ: формирование у подрастающего поколения способностей к самопознанию, к самовоспитанию, к самоусовершенствованию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.
Школа -лаборатория (3-я ступень)
Содержание предметов осваивается на основе построения моделей, понятий и теории этого содержания, что характерно для научного типа сознания. Результатом освоения на 3-ей ступени является система понятий, моделей и теорий и адекватные этой системе средства. Формой фиксации самими детьми результатов своей работы является система написанных учениками «научных текстов», фиксирующих результаты их работы по учебным предметам.
Школа -проектов и программ (4-я ступень)
Объектом работы является возникающая общность, моделирование ее целей, задач, средств функционирования. Результатом является система проектов, формой фиксации являются проекты и программы, разработанные самими учащимися.
Основные этапы:
Рефлексивная среда (определение исходной ситуации), где обсуждаются и анализируются проблемы нынешнего состояния, причиной которых является не внешняя среда, а наш собственный опыт, создавший определенные установки и стереотипы
Установки педагогического сознания, определяющие готовность или неготовность педагогов к изменениям:
«Виноваты окружающие» — Правительство не помогает, родители не воспитывают, дети не хотят учиться, учителя делают вид, что работают.
«Будет еще хуже» — неверие и прямое неприятие идей изменений, конфликты вокруг тех, кто готов искать новое.
«Мы — не подопытные кролики». Я работаю, выдаю результаты, чего вам еще надо. Мне до пенсии 3 года, дайте спокойно доработать, пусть молодые пашут, мы свое отпахали.
«Ожидание мессии» — это надежда на то, что кто-то придет и сдвинет все с места, а у нас нет рядом никого, кто бы сдвинул все это с места.
(Все эти установки могут являться достаточно серьезными барьерами на пути развития)
Творческие группы и основные направления по проектированию. Примерные группы сотворчества по проектному моделированию:
1. Школа- мастерская(начальная школа)
2. Школа- лаборатория- 5-е классы (1-я ступень детского движения «Республика разноцветных галстуков).
3. 6-е классы (2-я ступень детского движения).
4. 7-е классы — школа -лаборатория
5. 8-е классы — школа- лаборатория
6. 9-е классы — предпрофильная и профильная подготовка
7. 10-11-е классы — школа проектов и программ (клубы по интересам, элективные курсы, проектные группы по предметам, профильное обучение)
8. Театр — как основа формирования поликультурной среды.
9. Дополнительное образование -возможности развития проектных технологий.
10. Библиотека — органическая среда осуществления проектной деятельности.
11. Мультимедиа-проекты — перспективное направление развития учащихся.
12. Здоровье и адаптация — возможности школы для оздоровления и адаптации детей.
Вверх
Продуктом проектирования модели ШКИТ являются набранные на компьютере, четко и ясно выполненные разработки, которые станут руководством к действию, они сдаются в методический кабинет по окончанию деловой игры. Ответственным игротехникам необходимо позаботиться о своевременном оформлении результатов.
В качестве примера покажем результат работы секции » Здоровье и адаптация»:
План спортивно-оздоровительной работы (сентябрь-май)
Охват уч-ся занятиями в спортивных секциях и кружках школы и города
Осмотр детей специалистами — распределение детей на медицинские группы
Создание групп по лечебной физкультуре «спецмедгруппы»
Проведение дней здоровья, спортивных праздников, туристических походов, соревнований по разным видам спорта
Проведение спортивно-развлекательных мероприятий в микрорайоне совместно с родителями «веселые старты», «масленица», золотая осень», спартакиады по баскетболу, волейболу, футболу и т.д.
Приобретение оборудования в тренажерный зал
Оборудование рекреаций школы:
Шахматные, шашечные столы
Перекладины
Теннисные столы
Столы армспорта
Бильярд