Цель — расширение единого образовательного пространства на основе идей школы культурно-исторического типа.
Основные идеи школы культурно-исторического типа:
формирование новых типов общностей и деятельностей, нового многомерного социокультурного пространства;
нахождение себя одновременно в различных видах деятельности;
наличие у индивида средств и способов сознания и деятельности, позволяющих ему осуществить полноценную жизнедеятельность;
развитие способности не к одному конкретному виду деятельности, а к различным; к пониманию принципов функционирования не одной социальной общности, а различных; создание в случае практической необходимости новых социальных общностей и проектированию соответствующих им видов деятельности;
усвоение субъектом целостной системы исторических образцов деятельности и сознания;
способность выполнять анализ тех явлений и процессов, с которыми он сталкивается, понимать смысл этих процессов и явлений в историко-культурном контексте;
освоение соответствующих исторических форм как форм особой учебной работы с предметным содержанием, как форм организации и развития детско-взрослых общностей;
В документе «Стратегия модернизации образования» выделяется в качестве важнейших целей современной российской системы образования «развитие способности к самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры; развитие способности к созидательной деятельности; умение находить содержательный компромисс в процессе межличностной и межкультурной коммуникации».
В соответствии с этими установками основной целью широкомасштабного эксперимента по модернизации содержания образовательных программ должны стать практическая отработка механизмов формирования у будущего выпускника средней школы набора ключевых компетенций в интеллектуальной гражданско-правовой коммуникационной и информационной и прочих сферах.
Школа культурно-исторического типа в целом и школа проектов и программ в частности полностью отвечают этим целям и задачам.
Свою задачу мы видим в том, чтобы построить образовательное пространство, являющееся синтезом природной и социальной среды, где бы подросток реализовал себя в полной мере, а процесс познания и открытия истин в разных видах деятельности сделал его действительно субъектом, заинтересованным в самоизменении и способного к нему, что является главной целью школы-лаборатории.
Таким образом, объектом исследования является специально созданное образовательное пространство как пространство развития, где созданы все условия для самовыражения и саморегуляции подростков на рефлексивной основе.
Предметом исследования выступают условия и факторы, обеспечивающие комфортность подростка в его образовательном пространстве.
Для этого надо решить следующие задачи:
1. Совершенствование механизма управления на всех уровнях.
Дальнейший переход к горизонтальной системе профессионального сотрудничества; интенсивная психологизация процесса управления, создающая атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена школьного коллектива; формирование внутришкольной культуры, персональной ответственности за обеспечение современного образовательного уровня и освоение общечеловеческих и национальных ценностей.
2. Создание материально-технической базы, обеспечивающей реализацию эксперимента.
Открытие «Интернет-класса»; обеспечение издательского центра необходимым оборудованием (ксероксом, сканером, видеокамерой, компьютером); укрепление учебной базы кабинетов, лабораторий, центров, студий и т.д.
3. Повышение квалификации управленцев, педагогов, психологов.
Обеспечение курсовой подготовки в Москве, Томске, Улан-Удэ, Самоподготовки.
4. Обновление содержания образования
В программу обучения подростков наряду с учебными предметами включаются предметы культурологического и человековедческого циклов. Содержание учебных предметов должно носить более рефлексивный характер.
5. Решение вопроса о методах учебной работы на этапах: 5 классы; 6-9 классы и организация детско-взрослых общностей
Учебная деятельность в 5-х классах продолжает оставаться ведущей, но ее формы несколько расширяются, увеличивается время на самостоятельную работу, появляются творческие задания индивидуального характера, расширяется арсенал средств работы с различными источниками информации. Самореализация подростков проходит через участие в разработке проектов уроков или серии уроков и их проведении в школе II ступени. Этим обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределенной формы УД к индивидуальной.
УД в 6-9 классах утрачивает статус ведущей, но остается наряду с другими видами деятельности общественно-значимой; становится одним из средств решения собственных задач подростка, в том числе средством освоения учебных предметов.
Детско-взрослая общность приобретает черты научного сообщества на основе системы отношений равенства сверстников и взрослых и обстановки увлеченного интеллектуального поиска.
6. Изменение форм учебной деятельности и форм организации обучения
Формы учебной деятельности носят поисково-исследовательский, проектный характер. Формы организации обучения приобретают черты лабораторно-семинарских занятий.
7. Организация внеучебной деятельности учащихся
Учитывая особенности подросткового возраста, образовательное пространство для внеучебной деятельности выстраивается по клубно-студийному принципу- интересу и предусматривает:
дальнейшее развитие системы доп. образования: факультативов, спецкурсов, студий, клубов, кружков;
создание «Хобби-центра» как центра творческой самореализации под конкретные запросы детей с привлечением родителей;
обеспечение возможностей реального выбора подростками общественно-значимой для них видов деятельности и освоение лежащих в их основании систем ценностей;
обеспечение разновозрастного сотрудничества (пресс-центр, театр юного зрителя, научное сообщество учащихся, совет старшеклассников и т.д.).
участие подростков в организации игры «Республика радужных мастеров».
8. Изменение функциональных ролей учителя, педагога доп. образования, классного руководителя
Учителя, педагоги доп. образования приобретают функции независимых консультантов, организаторов исследовательской и проектной деятельности. Классные руководители передают инициативу, ответственность в руки самих детей.
9. Разработка системы контроля и оценки деятельности
Оценка результатов индивидуальной УД выступает как особая задача. Отпадает надобность в отметке. Контроль направлен не столько на выявление уровня знаний, умений и навыков, сколько на сформированность компонентов УД, учитывая самооценку подростка; оценка внеучебной деятельности зависит от конкретно поставленных целей.
Формы контроля
В 6-7 классах — 1) коллективное обсуждение способов решения той или иной УЗ, выполненной самостоятельно или в группе; 2) простейшие формы итогового контроля после изучения темы или раздела программы. Обсуждаются цели изучения и степень достижения этих целей каждым учащимся. Результаты могут быть зафиксированы ими в форме 5-бальной отметки, которая приобретает характер самооценки.
В 8-9 классах — это итоговые уроки-дискуссии, коллоквиумы, зачеты, защита проектов.
10. Разработка образовательных траекторий и их менеджерское сопровождение
Менеджер выступает в роли посредника в построении образовательной программы, способствует самоопределению учащегося в той или иной предметной области, помогает составлять проект его образовательного пути в выбранной области, создает условия для организации исследовательской деятельности, помогает ребенку овладеть техниками самоорганизации, необходимыми для осуществления своего проекта.