В проекте реформирования образования перед школой и обществом поставлены новые стратегические задачи, которые во многом могут быть реализованы при активном содействии психологической службы, т.к. реализация стратегии построения развивающей образовательной среды немыслима без психологического сопровождения. Исходя из вышесказанного, основной целью психологической службы является: создание образовательного пространства, способствующего формированию личности с личной и социальной значимостью, необходимым комплексом знаний, умений и навыков в различных сферах, способной к саморазвитию и обладающей гуманистической культурой, способной успешно адаптироваться в социуме.
Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач:
Способствовать созданию благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, особенно: a) момент поступления ребенка в школу и период адаптации ребенка в школе; б) кризисные, переходные периоды школьной жизни (5, 9, 11 классы, подростковый возраст).
Способствовать психологическому обеспечению эффективной модернизации образовательной среды в условии внедрения эксперимента по внедрению системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова в школе — лаборатории: a) отработать и внедрить программу психологической поддержки (мониторинг развития личности); б) содействовать формированию S — S отношений учителя и учащихся; в) обеспечить менеджмент индивидуальных образовательных траекторий младшего подростка; г) содействовать формированию нового педагогического мышления и индивидуального стиля учителя.
Содействовать профилактике и укреплению психического, психологического и физического здоровья учащихся, воспитывая и формируя у них потребность в здоровом образе жизни и валеологическую культуру.
Способствовать профилактике и преодолению отклонений в специальном, психологическом и интеллектуальном развитии учащихся.
Оказывать помощь учащимся в определении своих возможностей, исходя из способностей интересов, состояния здоровья, формируя у них способность к саморазвитию и самоопределению.
Помогать учащимся в приобретении психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижению успеха в жизни.
Оказывать поддержку педагогам, родителям в формировании духовно-нравственных основ и мировоззрения личности, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способной к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Оказывать содействие педагогическому коллективу школы в повышении профессиональной компетенции, в гармонизации социально- психологического климата.
Оказывать поддержку администрации, педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, cоответствующей индивидуальности учащихся, в обеспечении психологических условий для охраны здоровья и развития личности.
Основные направления деятельности
Психологическое просвещение — формирование у учащихся, родителей, педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития.
Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития.
Психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлении причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами детей.
Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, психологов-менеджеров, логопедом, педагогом-валеологом.
Консультативная деятельность — оказание помощи учащимся, родителям, педагогам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Социально — диспетчерская деятельность — направлена на получение детьми, их родителями и педагогами социально-педагогической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного психолога.
В процессе реализации данных видов деятельности используются следующие методы и формы работы: наблюдения; беседа; лекция; анкетирование; тестирование; тренинг; дискуссия; практикум; деловая игра; урок; занятие; родительское собрание; консилиум; консультация; научно-практическая конференция; эксперимент; компьютерная диагностика.
В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, указами и приказами Министра образования Российской Федерации, решениями органов управления образования, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636), письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 1 марта 1999 г. № 3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения», концепции школы культурно-исторического типа.