Резьба по дереву всегда была спутницей деревянной архитектуры. Ею украшали дома и церкви, общественные здания и хозяйственные постройки. Наибольшее развитие она получила к началу XX века. Этому способствовали природные условия, традиции, многовековой опыт. Дерево было самым доступным материалом, легко обрабатывалось несложным инструментом. Каждый хозяин стремился понаряднее украсить свое жилище, нередко дом почти весь был увит резьбой. Это причелены и полотенца, слуховые окна, балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, крыльцо дома с навесом, лестничный вход с перилами, очелья калиток, ворот, забора.
При обшивке домов тесом появились дополнительные плоскости, которые также стали украшать резьбой. Особенно богато украшался дом с фасада, обращенного на улицу. Использование различных видов окраски, тонирования (морение, обжиг и т.д.), защитных покрытий помогало надолго сохранить нарядный, праздничный вид дома и его индивидуальность.
Резьба всегда подчеркивала основные элементы здания, связанные с его планировкой, конструктивными особенностями, высотностью т.п., гормонично соединяла в себе декоративные и утилитарные начала и, как правило, осуществлялась по канонам народного зодчества, основываясь на местных традициях.
Домовая резьба не была одинаковой и монотонной. В зависимости от техники выполнения она подразделялась на контурную, геометрическую, прорезную, плоскорельефную, глухую, скульптурную. Резные элементы выполнялись в такой технике, в которой они наиболее выигрывали и сочетались с архитектурой дома. Иногда различные виды резьбы соседствовали в одном здании, дополняя друг друга, что делало декор богаче и живописнее.
В Бурятию технику строительства деревянных зданий принесли переселенцы и ссыльные с Поволжья и Архангельска, Вологды и Великого Устюга. По декору оконных наличников, резным балясинам, затейливым орнаментам можно предположить из каких мест явились мастера, неукоснительно соблюдавшие приемы народной архитектуры покинутой родины. Постепенно домовая резьба стала обогащаться заимствованными узорами старообрядчес-ких сел, бурятскими орнаментами. Таким образом рождалось нечто новое, оригинальное, свойственное только Бурятии. Узоры по дереву, украшающие до сих пор старые дома, стали неотъемлемой частью архитектуры, душой Улан-Удэ.
Подлинные шедевры архитектурной резьбы выходили из-под инструмента талантливых мастеров. Украшение оконных наличников, веранд, дверей элементами декора постепенно стало для Бурятии непременным условием. Старая часть города Улан-Удэ украшена неповторимым ожерельем деревянных кружев. Здесь сохранились старинные деревянные дома придающие нашему городу особый исторический колорит. Старые мастера умело создавали индивидуальный облик каждого дома за счет резных наличников, пилястр, карнизов.
Главная особенность декора деревянных домов Бурятии — большое разнообразие видов резьбы. Встречаются элементы выполненные в технике глухой, а также объемной резьбы (вазоны, кисти, розетки, маскароны). Но уже со второй половины XIX века особенно популярной стала пропильная резьба, т.к. этот вид резьбы прекрасно сочетается, как с конструкцией крыши, фронтона, так и с обшивкой стен. Домовая резьба — это и украшение дома, и показатель умения и способностей мастера, ее можно рассматривать как постоянно действующую, открытую для обозрения выставку.
Искусство резьбы по дереву в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям — является важным средством для воспитания в детях уважения к культурно-историческому наследию своей страны, развитию у них художественно-творческих способностей, формированию таких важных качеств, как уважение к труду и умение красиво выполнять свою работу.
Программа «Художественная и домовая резьба Бурятии» рассчитана на учащихся 5-9 классов средних школ и домов детского и юношеского твор- чества, с учетом возрастных и психологических особенностей этого возраста, который принято считать подростковым.
В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Данный возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. В это время огромное значение имеет общение со сверстниками, во многом определяющее все остальные стороны его жизнедеятельности. Для них чрезвычайно важно не только быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них определенное положение, например, быть лидером в группе или авторитетом в каком-либо деле. На протяжении подросткового возраста изменяется характер общения ребенка с учителем. Ведущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение со стороны учителя за учение, поведение и школьный труд, для старших подростков характерно стремление к личному общению с учителем. Начиная с шестого класса подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Поэтому занятия в кружке резьбы по дереву дают возможность учащимся реализовать себя, свои возможности в конкретной деятельности, в общении со сверстниками и учителем.
В кружке резьбы по дереву занимаются две группы детей. количество учащихся в каждой группе — 15 человек. Программа составлена на 3 года обучения с последовательным усложнением заданий из расчета 612 часов, по 6 часов в неделю.
При составлении программы учитывался опыт работы заслуженного деятеля искусств РСФСР, доктора педагогических наук, профессора А.С. Хворостова и автора многих книг по резьбе — педагога, доцента А.Ф. Афанасьева.
Основная цель программы: воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить национальную культуру.
Задачи программы:
обучить учащихся навыкам и приемам художественной и домовой резьбы по дереву;
расширять знания, полученные на уроках истории, русского языка, черчения, технологии, изобразительного искусства;
способствовать развитию понятийного аппарата;
выявить, учесть и развить творческие способности учащихся;
приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конечный продукт;
развивать творческое воображение;
формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства, как части культуры народа;
способствовать формированию умения планировать свою работу;
в процессе общественно-полезной деятельности развивать сотрудничество, как основной вид взаимодействия между учителем и учащимися;
способствовать становлению личности и ее профессиональной ориентации;
воспитывать чувство коллективизма и трудолюбия;
воспитывать эстетический вкус;
воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность;
воспитывать любовь к традиционному для России и Бурятии художественному ремеслу — украшению домов.
Во время выполнения учебных заданий предусматривается сообщение учащимся сведений по материаловедению, основам композиции, по спецтехнологии искусства резьбы по дереву, осуществляется профориентационная работа. А также учащиеся должны знать об истории возникновения домовой резьбы в Бурятии и правила безопасности при обработке художественных изделий и выполнении домовой резьбы по дереву.
В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:
1. наблюдение;
2. беседа;
3. лекция;
4. анкетирование (проводится с целью выявления отношений учащихся к занятиям кружка резьбы по дереву);
5. тестирование (проводится с целью выявления: склонностей учащихся к художественной деятельности; статуса ученика в группе и в классе; самооценки; мотивации; познавательных интересов в связи с задачами профориентации);
6. экскурсия (экскурсии по городу — его старой исторической части с обилием памятников архитектуры XVIII в. — нач. XX в. и памятников деревянного зодчества, в этнографический музей культуры и быта народов Забайкалья, а также лицей традиционных искусств народов Забайкалья и в национальный профессиональный лицей № 24 на отделения резьбы по дереву, коллективные посещения городских и республиканских выставок, с целью ознакомления с различными видами резьбы, а также с работами старых и современных мастеров резьбы по дереву).
Прогнозируемые результаты
В результате прохождения учащимися трехлетнего курса «Художественная и домовая резьба Бурятии» можно прогнозировать следующее:
учащиеся смогут овладеть навыками и приемами резьбы по дереву;
будут выявлены склонности и развиты способности детей к художественной деятельности;
повысится статус ребенка в классе и в группе;
должно быть сформировано умение планировать свою работу;
развить творческое воображение, эстетический вкус учащихся;
дети смогут ориентироваться в выборе профессии;
будут заложены основы для самовоспитания личности.
Основные обучающие средства, реализующие поставленные задачи: специальная литература, журналы, альбомы, фотоальбомы домовой резьбы по дереву, каталоги, буклеты, самодельные стенды и плакаты, образцы изделий, шаблоны, трафареты, измерительные и разметочные инструменты, державки и упорки, наборы различных по форме и размерам стамесок и клюкарз, наборы ножей-косяков, самодельные ножи-косяки, ножовки и выкружные пилы.
Неосновные: фуговально-пильный станок, токарный станок по дереву, сверлильный станок, электроточило, электролобзик, электродрель, бормашина с набором боров, комплект «Умелые руки», столярные верстаки, шерхебели, рубанки, полуфуганки, отборники, калевки, лобзики, молотки, клянки, клещи, рашпили, напильники, наборы отверток, сверл, различные насадки для электродрели, чеканы, струбцины, топоры, шарошки, войлочный круг, наборы шлифовальных шкурок, паста ГОИ, бруски для правки бритв, гвозди, шурупы, краска, олифа, лак, клей ПВА, кисточки, разводка, паяльная лампа, морилка разных цветов, машинное масло, пиломатериал.