Театр юного зрителя, вот уже 10 лет находится при школе-лаборатории культурно-исторического типа № 32/92. Концепция школы культурно-исторического типа ориентирована на личность школьника, его индивидуальные жизненные цели, запросы, интересы, создает благоприятные условия для самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии. Художественно-эстетическое развитие является одним из основных направлений воспитательной работы в школе лаборатории. Оно реализуется через уроки театра, хореографии и др., в учебном плане и в широкой системе дополнительного образования, созданной за последние годы. Важное место в этой системе занимает ТЮЗ. Занятие в студии театра, и даже просто его посещение закладывает театральные привязанности и вкусы, формируют эстетическую культуру школьников. Школьный театр — это культура речи, творческое самовыражение, понимание духовного мира людей.
Теоретической основой материала изучаемого в четырехгодичном курсе «Актерское мастерство» служит учение К.С. Станиславского и интерпретация его идей, предложенная П.М. Ершовым. Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого года ученики открывали для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, на занятии студиец знакомится с существованием «языка» действий, с выразительностью, с содержательностью этого языка, с достижениями в пользовании им.
В течение второго года — выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителями. Учась на постановке пластического спектакля дети будут приобретать навыки бессловесного действия — «говорю телом».
Третий год — технология создания целостного образа, углубленная работа над ролью, необходима приемственность с первым и вторым годом обучения и дальнейшее углубленное развитие полученных навыков и умений.
Четвертый год дети театральной студии будут заняты проблемами сверхзадачи и индивидуальной подготовкой к поступлению в академию культуры.
Программа составлена из расчета следующей студийной нагрузки учеников в год:
актерское мастерство — 167 часов
сценическое движение — 46 часов
сценическая речь — 62 часа
танец — 22 часа
музыка — 22 часа
Прогнозируемые результаты: Подросток чувствует себя гармонично в окружающем его обществе, сформировав свои потребности, решив ряд весьма значимых для него задач: кем быть, что, как и зачем делать? Имеет навык видеть параметры общения в окружающей среде и произведения искусства. Умеет определить самую удачную из всех своих работ над ролью. Чувствует ответственность перед зрителем и искусством. Стремится к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора. Владеет предпрофессиональными элементами актерского мастерства. Готов для поступления в высшее учебное заведение.
Формы и методы работы с подростками:
Экскурсии (музеи, театры, выставки, походы на природу).
Театральные капустники, тематические дискотеки.
Литературные гостиные.
Вечера-дискуссии.
Упражнения, тренинги, репетиции.
Лекции.
Метод демонстрации.
Самостоятельная работа (ведение творческих дневников, летописи группы, зачины, работа над ролью).
Задание.
Участие в городских и республиканских конкурсах.
Этюдный метод репетирования.
Цель — организация досуга подростков, развивающего мотивацию личности к познанию и творчеству.
Задачи: формирование и развитие личности подростка через художественную деятельность с опорой на доминантную культуру, подводящую к пониманию и уважению мировой художественной культуры.
Каждый подросток занимающийся по данной программе, постоянно находится в состоянии достижения цели, что позволяет педагогу, не заставлять, а направлять и координировать процесс обучения. При этом ученик испытывает стрессы характерные при сценическом показе на зрителя.