ШКИТ — проект образовательного пространства, основанный на последовательно сменяющих друг друга и имеющих исторические аналоги формах деятельностей и общностей.
Девиз игры: «Вместо размышлений о том, что возможно, а что нет, выдайте все идеи, которые пришли вам в голову»
Задачи
В результате разработки проекта должно быть получено описание программы развития школы на ближайший период:
структура школы в будущем;
обновленный учебный план;
модифицированные учебные программы;
новые подходы в учебно-воспитательном процессе;
новые технологии, методики, механизмы обучения и воспитания;
новое содержание, структура развития ШКИТ.
Основные требования к проектированию
АКТУАЛЬНОСТЬ (соответствие проекта будущим образовательным потребностям)
РЕАЛИСТИЧНОСТЬ (соответствие имеющимся возможностям школы)
СИСТЕМНОСТЬ (полнота компонентов, из которых будет строиться модель школы)
Цель: Определение модели выпускника начальной школы и выпускника всех составляющих ШКИТ.
Метод: Сотворческий процесс, который предполагает самостоятельную совместную выработку коллективом школы направления и способов реализации концепции ШКИТ.
Принципы:
Работать с коллективом учителей и учащихся, который сложился на данный момент времени.
Использовать интенсивные формы и методы работы с коллективом, способствующие росту творческого сознания педагогов.
Подхватывать все и каждую творческую инициативу, постепенно выращивая лидеров самостоятельных проектов.
Перестроить так учебно-воспитательный процесс, чтобы его участники стали не объектами изменений, а его субъектами, потому что только в этом случае можно ожидать развития и реализации творческого потенциала педагогов.
Перестроить управленческую систему так, чтобы она была гибкой, мобильной, поддерживающей инновации педагогов и сама по себе инновационной.
Создать разнообразную образовательную среду с учетом ведущей репрезентативной деятельности.
Предоставить ученикам возможность работы в микрогруппах, (в том числе в разновозрастных).
Отказаться от урока как единственно возможной формы занятий.
Перейти к выбору заданий различной степени сложности, к самостоятельным видам контроля и самооценки.
Отказаться от доминирования фронтальных способов учебы, ориентироваться на индивидуальный темп учебы.
Расширить сферу индивидуальных притязаний учащихся.
Обеспечить свободный доступ к библиотечным фондам и в Интернет.
Максимально использовать право школы на вариативность в различных составляющих образовательного процесса:
в содержании образования — это выбор учебно-методического комплекта, образовательных систем, учебных планов и т.п.
в организации учебного процесса — индивидуальное варьирование цикличности учебного года, месяца, недели, распределение каникулярного времени
в методическом обеспечении — максимальное использование проектных методов работы, исследовательских, где учитель выступает в роли сопроводителя, тьютора
в системе оценивания — безотметочные и разные накопительные системы типа «папки творческих работ, зачетные и курсовые работы, презентации, рейтинги.