Центр — это целостная открытая система, взаимодействующая с внешней средой, где каждый слушатель получит поддержку, сможет самореализоваться.
Основание: концепция школы культурно-исторического типа.
Ресурсы: кадровое обеспечение (37 учителей высшей категории, 25 человек — первой категории, 40 — второй, 14 учителей имеют звание «Заслуженный учитель РФ и РБ», 8 отличников народного просвещения, 2 человека награждены значком «Почетный работник общего образования»), методическое обеспечение: УМК, библиотека, видеотека, методкабинет. Материально-техническая база: издательско-технический центр, конференцзал. Научная поддержка: кафедра педагогической психологии МГППИ, НМЦ при ГУО г. Улан-Удэ, Министерство образования и науки РБ.
Цель — создание в Байкальском регионе общего образовательного пространства для сообщества детей и взрослых на основе идей школы культурно-исторического типа.
Задачи:
Готовить команды специалистов общего образования, именуемых в дальнейшем «команды», способных к инновационной деятельности в современных социально экономических условиях.
Способствовать созданию сети школ, где инновационная деятельность может развиваться на основе идей школы культурно-исторического типа.
Развивать и обогащать идеи школы культурно-исторического типа.
Актуальность. Сейчас стоит вопрос о реформе и модернизации всей системы общего образования. В настоящее время явно обнаружилась потребность в обновлении всей системы общего образования. Это связано, во-первых, с новым положением школы в современном обществе: необходимостью подготовки детей к жизни в новых социально-экономических реальностях. Во-вторых, педагогическое сообщество требует перемен в образовании, о чем свидетельствует необычайно широкий интерес педагогов к инновациям. В-третьих, управленцы и политические деятели тоже заинтересованы в изменении существующей системы общего образования.
Проблема. Готовых технологий внедрения инноваций не существует. Специальных научно-методических трудов, которые бы позволили школам комплексно решать проблемы реформирования и модернизации всего учебно-воспитательного процесса, не существует. Имеющиеся труды решают отдельные вопросы теории и практики инновационного движения. До последнего времени образование реформировалось на основе свободной инициативы отдельных педагогов и научных психолого-педагогических коллективов. Особенно остро стоит проблема внедрения комплекса инноваций. В этот комплекс прежде всего входят: управление образовательным процессом, организация внеурочной деятельности детей, рефлексия качества учебной деятельности, работа психологической службы, взаимодействие с родительской общественностью, взаимоотношения школы с внешними организациями. Такое внедрение невозможно в рамках привычных курсов повышения квалификации. Они, как правило, нацелены на знакомство слушателей с разными типами инноваций и не являются носителями этих инноваций. Это не позволяет слушателям погружаться в конкретную инновационную систему, проникаться ее духом. Следовательно, встает вопрос о том, как можно обучать школьных работников внедрению комплекса инноваций в практику образования.
Гипотеза. Мы предполагаем, что обучать внедрению комплекса инноваций нужно на основе реального погружения команды в опыт работы конкретной школы, уже начавшей осуществлять реформирование и модернизацию учебно-воспитательного процесса и успешно двигающейся к намеченной цели на основе достаточно гибкой научной концепции. Такая школа может и должна послужить ц е н т р о м освоения и творческой переработки уже имеющегося у нее инновационного опыта.
Результатом этого обучения будет сообщество дошкольных, школьных и внешкольных работников образования, способных к модернизации системы общего образования на основе инновационной деятельности; cтановление новых видов деятельности детей и взрослых (осваивание содержания современных взглядов на действительность через расширенную систему взаимодействия детей и взрослых в процессе осуществления совместных проектов).
Предлагаемые темы совместных проектов:
Инвестиционный портрет Бурятии;
Единое информационное пространство сети школ культурно-исторического типа;
Дискуссионный клуб сети школ;
Программа «Здоровье»;
Программа расширения горизонта профессионального самоопределения и выбора жизненного пути.
Способ переноса инновационной деятельности — cовместный поиск ресурсов развития образовательной среды на основе идей школы культурно-исторического типа.