VII этап эксперимента (запуск подростковой школы), наименее разработанный в психологической и педагогической науках, представляется нам самым важным, сложным и интересным.
Анализ учебно-воспитательного процесса в традиционных классах основной школы выявил множество проблем, главными из которых являются:
снижение мотивации к учению;
огромный потенциал подростка на уроках мало реализуется; подросток действительно отстранен от активного участия в планировании, организации, оценке основных видов деятельности, выбора форм и содержания; не воспринимает, не готов усваивать теоретическое содержание учебных курсов;
учителя основной школы не ориентированы на развитие учеников;
именно на этот возраст падает большинство конфликтных ситуаций, непонимания, неудовлетворенности;
налицо социальная инфантильность подростков.
В условиях перехода классов развивающего обучения из начальной школы в основную, стала проблема проектирования школы-лаборатории, исходя из целей РО и проблематики, выявленной в ходе исследования.
Проектно-аналитическая группа, куда вошли администрация школы, учителя, психологи, педагоги дополнительного образования, ученики и родители сделали вывод о том, что это должна быть качественно новая школа, где произойдут изменения в:
управлении;
содержании образования;
организации образовательного процесса;
формах учебной и внеучебной деятельности учащихся;
системе контроля и оценки деятельности;
межличностном общении.
В 2003-2004 учебном году средний экспериментальная площадка завершила VII этап эксперимента по реализации проекта «Отработка организационных, управленческих, методических и региональных проблем построения школы культурно-исторического типа» в основной школе (в структуре концепции школы культурно-исторического типа обозначена как школа-лаборатория, т.е. подростковая школа).
В проекте ставилась задача построить такое образовательное пространство, где бы подросток реализовал себя в полной мере, был способен к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории.
(1998-2004 годы) Условием достижения этой цели мы для себя определили как построение основной школы на основе множественности видов деятельности ребенка, т.е. переход от монодеятельностного к полидеятельностному принципу организации деятельности подростка.
Вся система пятилетней экспериментальной работы была направлена на личностное развитие детей, а не только на учебные цели. Мы исходили из предположения, что современный подросток в отличие от своих сверстников 30-40-летней давности в своей массе не ориентирован на завершение образования в 15-16 лет. Он ищет себя в социальной жизни, проходящей за стенами школы, в успешности и признании микросоциумом. Данные наших психологических исследований, результатов анкетирования подтвердили это. Поэтому образовательная программа школы разработана таким образом, что она включала не только учебные, но и многие другие взаимодействия. Другими словами, педагогический коллектив школы, психологическая лаборатория, все службы системы дополнительного образования строили свою деятельность таким образом, чтобы в специально организованной образовательной среде обеспечить встречу ребенка с самим собой в пространстве общечеловеческой культуры. При этом обязательным условием такой встречи являлось образовательное пространство, сообразное возрасту (игра «Страна детства» в школе-мастерской; разновозрастные отряды «Республики ШКИТ», система детского самоуправления, научное общество учащихся, совместные детско-взрослые проекты в школе-лаборатории). Здесь быстрее осваиваются социальные навыки, обеспечивающие социальную адаптацию и социальную мобильность.
Широкий выбор видов деятельности (издание журнала «Школьное эхо», деятельность научного общества учащихся «Этнис», деятельность школьного театра юного зрителя «Лель», работа лаборатории декоративно-прикладного и изобразительного искусства, студии ритмики и спортивного бального танца, клуба юных искусствоведов при школьной картинной галерее, многочисленных кружков и студий действительно быстрее формируют способность к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории.
Но главной культурной формой деятельности, в которой действительно формируется способность к осуществлению ответственного выбора, стала проектная деятельность.
За последние годы в школе реализованы проекты «Инвестиционный портрет Бурятии» в учебном курсе «География Бурятии», «Семейный бизнес» в курсе «Экономика», «Происхождение культурных растений» в форме экспедиции в курсе «Биология». В стадии реализации находятся долгосрочные проекты «Корпункт школьного телевидения», «Школьное радио», «Юстиц-коллегия» в учебном курсе «Правоведение», межшкольные дискуссионные клубы «Фемида» и «Я — гражданин России» и другие.
Множественность видов деятельности учащихся обеспечивала возможность осуществлять переходы между различными видами деятельности. Переходы от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта, к исследованию, от работы под руководством к самостоятельной работе — все это требовало содержательного оформления пространства основной школы. К услугам детей были лаборатории, библиотека, компьютерная техника, множительная техника, аудио-видеотехника, мульти-медиа, издательский центр.
Развитие социальных навыков невозможно было обеспечить без организации особого уклада школы, обеспечивающего детям возможность пробы себя и своих возможностей в сфере нормотворчества и нормосообразного поведения. Введение в учебный план курса «Правоведение», участие в выборных школьных органах («совет старшеклассников)», «совет школы», в различных общественных организациях («Республика ШКИТ» и др.) помогают подростку в овладении культурными (и выработанными им самим) способами деятельности, позволяющими ему действовать с ориентацией на другую позицию, позицию другого человека, социума, предметной области), что было доказано в результате экспериментальной работы.
Таким образом, большинство учащися на выходе из основной школы:
видят и понимают ценность образования, мотивированны к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;
обладают соответствующими компетенциями на определенном уровне их реализации;
обладают определенным социальным опытом, позволяющим им более или менее осознанно ориентироваться в окружающем их быстро меняющемся мире;
умеют делать осознанный выбор, по крайней мере на уровне той информации и того опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за него.
Для нас этот результат особенно важен на этапе проектирования школы проектов и программ (старшей школы).